Идея применения коробчатых габионов и матрацов Рено для укрепления склонов холмов, каналов и берегов водоемов уже прочно утвердилась в промышленном строительстве. Ландшафтным дизайнерам и владельцам загородных участков изобретение Леонардо Да Винчи дало роскошный простор для фантазии. Но мало где упоминается об использовании габионных конструкций в строительстве тоннелей.
Интересные факты
Прообразы цилиндрических габионов послужили защитой 30 галерей, 21 тоннеля от осыпающихся скальных пород при прокладке Круглобайкальской железной дороги (1902-1905гг). Каменные призмы (так тогда называлось) одновременно с облицовочными камнями укладывали по сторонам от въездов и выездов. Вязали сетки вручную, но дорогу охраняют они до сих пор.
В 2016 г. тоннельная транспортная развязка в Подмосковье дала возможность пешеходам свободно гулять по зоне отдыха, а автомобилистам спокойно проезжать по магистрали. Коробчатые габионы стали боковыми опорами, удерживающими грунт по бокам портала тоннеля.
Применение габионных систем в тоннельном строительстве
Способность выдерживать многотонное давление грунта и технических элементов, сопротивляться гидростатическим нагрузкам – главное требование к материалам в тоннелестроении. Матрацы Рено выполняют роль фундамента под внутреннюю облицовку подземных проходов, боковых ограждений входов, въездов. Их второе назначение – вместе с прямоугольными коробами предотвращать осыпание земли на выступающий входной навес.
Из коробчатых габионов строят открылки, облицовывают фасады туннелей.
Кроме дорожных сооружений, габионные структуры используют при создании водоотводных сооружений – выполняют функцию оголовков, фронтального декора.
Стальная проволока или прут, покрытые специальными составами (ПВХ, ПНД, гальфан), противостоят коррозии до 100 лет. Горные минералы выдерживают давление водных потоков до 270мПа. Конструкциям не страшны морозы и перепады температур. Они выдерживают ледяной натиск – при замерзании вода расширяется на 11%. Архангельск, Чита, Коми – краткий перечень суровых климатических регионов, в которых плетеные или сварные контейнеры с камнями без реконструкции, ремонта стоят уже 10 лет.
Требования к габионам для тоннелестроения
Функции диктуют параметры сетки и наполнителя. Если габионные структуры используются как основание подпорных стенок или конструктивных деталей тоннелей, то рекомендуется основная проволока сечением 2,7 мм и кромочная 3,4 мм. Для наземных сооружений достаточно обработать ее цинком, прочность подводных и околоводных частей должны обеспечить гальфановое и ПВХ покрытие. Фронтальную облицовку и защиту откосов выполняют оцинкованные проволочные сетки диаметром 2,4 мм.
Соты сетки по размерам для конкретных строений нормативами не регулируются. Но есть параграфы, предписывающие использовать камни на 30% больше величины ячеек (на 50% для воды). Под укладку основания берут большие гранитные породы, поэтому 8х10 см подходящая величина для сотов.